Шотландец Карл Гаскойн, известный в Европе специалист по выплавке чугуна и изготовлению орудий, был приглашен в 1789 году на службу в Россию.
       В 1790 году Гаскойну поручено произвести осмотр месторождений полезных ископаемых в Бахмутском и Донецком (Славяносербском) уездах. Кроме этого Гаскойн должен был определить место для строительства литейнопушечного завода. Вот что он написал в рапорте на имя Екатерины II: "...при речке Лугани, неподалеку от казенного селения Каменки, или Каменным Бродом именуемым, ниже того места, где речки Белая и Ольховая, впадая в Лугань с правой стороны ее, делают воды полнее и для действия завода способны." Выбор Гаскойна был одобрен. Гаскойн составил смету на строительство завода и производство необходимой продукции. После указа императрицы Екатерины II о строительстве завода К.Гаскойн назначается директором строящегося завода.

       16 октября 1800 года завод дал первый чугун, и из него отлита первая заводская продукция. Руководил Гаскойн Луганским литейнопушечным заводом до 1806 года.

Николай Петрович Холодилин, первый городской голова Луганска, родился в 1843 году, когда его отец был еще крепостным.
       Отец Николая Петровича - Петр Тимофеевич в 1850 году откупился у князя Шеховского и пошел торговать коробейником, вначале по родной Орловщине, а потом добрался и до поселка Луганск и осел в нем. Купил он дом на улице Казанской (ныне ул. К. Маркса), как раз напротив нынешнего универмага "Лугань", и открыл малое торговое дело. Дело видно пошло, потому что он вскоре выписал к себе братьев Семена да Ивана.
       Семья стала разрастаться, а чтоб путаницы не было среди детей, кто чей, то к потомству Петра Тимофеевича стали добавлять прозвище - Тимофеевы-де, но и Холодилины. То ли холодильник он имел на льду, то ли разум был холодным при горячем сердце, но прозвище стало фамилией.
       Петр Тимофеевич школу не посещал, но был довольно грамотным самоучкой, очень любил музыку. Сын его, Николай Петрович, будуйщий Луганский городской голова, продолжил и расширил торговое дело своего отца. Женившись на купеческой дочери Анне Федоровне Мальцевой, он, кроме пекарни и булочной при ней, завел мануфактурный магазин.
       Николай Петрович стал заметной фигурой в городе, занимался благотворительностью, общественной деятельностью, был церковным старостой Казанской церкви. Избрали его вначале членом Земства, а затем, в 1883 году, он был избран городским головой. Он подарил городу сад, принадлежавший семье Холодилиных, который потом стал садом Горно-коммерческого клуба, а ныне это городской сад имени Первого мая.
       Для деятельности Луганской городской думы был выстроен специальный особняк на улице Казанской, в котором позднее размещался музей К.Ворошилова. Сейчас это здание передано в Музей истории и культуры города Луганска.
       Последняя четверть XIX века, на которую приходятся годы служения Н.П.Холодилина в Земстве и на посту городского головы, характеризуется для России бурным развитием капитализма. Луганск в этот период быстро шагал в ногу с веком.
       В 1874 году была построена железнодорожная ветка в Дебальцево, в 1897г. - ветка в Миллерово. В 1876г. начало действовать "Русское общество машиностроительных заводов Гартмана". В бытность Н.П.Холодилина городским головой на улице Петербургской (ныне улица Ленина) снесли последние казармы, оставшиеся от литейного завода. Освободившуюся территорию застроили домами в один - два этажа из местного камня - мергеля, Петербургская улица постепенно становилась культурным и торговым центром города.
       Продолжают благоустраиваться и пополняться новостройками территории в районе улиц Почтовой и Английской (ныне улица им. В.И.Даля), где располагаются административные здания и дома местной аристократии.
       Городская дума и ее голова Н.П.Холодилин уделяли большое внимание благоустройству базаров. Городская дума по инициативе Н.П.Холодилина упорядочила извозчий промысел в городе и установила твердую таксу для оплаты легковых извозчиков.
       Самоотверженно занимаясь делами благоустройства, Николай Петрович, меньше стал уделять внимания собственному бизнесу. В 1885 году умирает его первая жена,от которой у него было восемь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Спустя год Николай Петрович женится вторично на молодой красивой вдове, уроженке Беловодска - Вере Васильевне (1868-1920гг.), гречанке по национальности. Она была на 25 лет моложе своего мужа. От этого брака родилось 10 детей, четверо из них умерли во младенчестве.
       Занятость городскими делами, безоглядная благотворительность и бескорыстие вконец разорили торговое дело Н.П.Холодилина, и он попадает в "долговую яму" (тюрьму). Было это примерно в 1905 году.
       Большая семья Николая Петровича начала бедствовать. Жили все вместе в большом двухэтажном доме, выстроенным им в 1870 году на месте старого дома его отца по улице Казанской, 105. С 1905 года его несовершеннолетние дети начинают зарабатывать себе на жизнь сами.
       По выходу из долговой тюрьмы Николай Петрович заболевает и отходит от активных дел. Все его время поглощает жизнь большой семьи. В 1920 году умирает его любимая жена Вера Васильевна, а 9 апреля 1929 года в возрасте 86 лет угасает и Николай Петрович Холодилин, человек, с чьим именем связаны переломные годы в истории нашего города, годы его становления как крупнейшего промышленного и культурного центра Донбасса.
http://www.lugansk.ua/history/holodilin.htm
_____
___________________________________

Сквер Славы героев гражданской войны
Сквер посвящен героям гражданской войны 1918—1922 гг.
В сквере установлены бюсты: К.Е.Ворошилова, Ф.А.Сергеева (Артема), О.Я.Пархоменко, Д.П.Рудя, Ф.Р.Якубовского, П.И.Цупова.
Авторы - ворошилоградские скульпторы Г.К.Слепцов, М.В.Можаев, И.М.Чумак, И.П.Овчаренко, М.М.Щербаков, П.І.Кизиев, О.А.Редькин, А.Ф.Самусь
Сквер открыт 28 октября 1977 года, расположен в центре Луганска.
/Материал и из Википедии — свободной энциклопедии/
http://ru.wikipedia.org/wiki/


Николай Францевич Гастелло капитан, командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в семье рабочего. Белорус. Работал слесарем на Муромском паровозостроительном заводе и Государственном механическом заводе строительных машин. В маt 1932 года по специальному набору был призван в ряды РККА. В 1933 году окончил Луганскую военную авиационную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиационной бригаде в Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участник советско-финлядской войны 1939-1940 годов. В мае 1941 года капитан Гастелло назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка (42-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус, ДБА).
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Первый свой боевой вылет совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни войны полк понес большие потери. Оставшиеся летчики и самолеты 24 июня были сведены в две эскадрильи. Капитан Гастелло стал командиром 2-й эскадрильи.
Звание Героя Советского Союза Николаю Францевичу Гастелло присвоено посмертно26 июля 1941 года за наземный таран (который, на самом деле, он и не совершал).
26 июня 1941 года во второй половине дня Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для нанесения удара по немецким войскам в районе Молодечно - Радошковичи, наступающим на Минск. Истребительного прикрытия не было. Наши летчики обнаружили немецкую колонну, двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они сбросили бомбы на танки и автомобили притивника. После выхода из атаки Гастелло приказал своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам направился к другой дороге, проселочной. По ней тоже шла колонна. Снизившись до предельно малой высоты, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя огонь из пулеметов, вывели из строя 12 автомобилей (включая легковые и штабной автобус). Немецкие зенитки открыли по самолету огонь. От попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся. Гастелло повернул на свою территорию. Пожар разгорался все сильнее. Сбить пламя скольжением не удавалось. Гастелло понял, что до своих не дотянуть, и решил направить горящий самолет на расположившуюся в деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он развернул над лесом свой самолет, но до деревни не дотянул - самолет упал на опушке леса. Вместе с Гастелло погибли члены экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк, стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (летчик того же полка, он напросился в боевой вылет вместо штатного стрелка). Все они посмертно награждены орденом Отечественной войны 1 степени.
Взрыв видели ведомые, когда подлетали к Радошковичам (довольно крупному населенному пункту, нанесенному на карту) и в донесении привязали к нему бой. Долгое время считалось, что экипаж капитана Гастелло погиб, совершая таран вражеской колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На этом месте был даже установлен ему памятник. Спустя много лет после войны выяснилось, что там погиб другой экипаж 207 дбап - командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова (в 1996 году все члены экипажа удостоены звания Героя России).
Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Памятники ему были установлены в Москве, Минске, в пгт Радошковичи Молодечненского района Минской области и на территории Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов. На здании московской школы ¦270, в которой он учился, установлена мемориальная доска. Его именем назывались колхозы, совхозы, фабрики, заводы, улицы, пионерские дружины, шахта ¦30 в городе Кизел Пермской области, теплоход.
http://www.peoples.ru/military/hero/gastello/